Рабочая инструкция «Поиск коренных причин несоответствий»
Рабочая инструкция
Поиск коренных причин несоответствий
1.ЦЕЛЬ
Оптимизировать поиск коренных причин несоответствий с тем, чтобы сократить время на проведение эффективных корректирующих действий, предотвращающих возможность повторения проблем в будущем.
2.ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В стандарте используются следующие определения:
- Несоответствие — невыполнение требования.
- Симптом — проявление несоответствия, то, как его видит потребитель.
- Проблема — несоответствие, характеризуемое значительным расхождением между планируемым и фактическим состоянием объекта качества и требующее для его устранения специальных исследований.
- Коренная причина несоответствия — первопричина (источник проблемы на самом раннем моменте ее возникновения).
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Руководители функциональных подразделений, в которых обнаружены несоответствия; руководители команд (8d) по работе с конкретными проблемами.
4.ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЦЕССА
Трудозатраты на поиск причин.
Результативность поиска.
5.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
Блок-схема процесса поиска причин представлена на рисунке.
Алгоритм процесса складывается из следующих шагов:
5.1. Правильно описать проблему с помощью инструмента «5W1H» (Шести вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Сколько?).
5.2. Определить главные отличия (сравнением соответствующего и несоответствующего продукта процесса; условий при которых ранее собиралась соответствующая и несоответствующая продукция; проверкой всех сделанных изменений как-то: в исполнителях, методах, материалах, оборудовании, измерениях, параметрах среды и т.д.).
5.3. Выявить все возможные причины проблемы с помощью известных инструментов: диаграммы Ишикава (причинно-следственной диаграммы, классифицирующей все причины по пяти основным факторам воздействия: окружающая среда, метод, материал, человек, машина); дерева отказов; диаграмм Парето; базы данных прошлых проблем.
5.4. Найти коренные причины, применяя, например, методику «лестница ПОЧЕМУ»: повторяя этот вопрос до момента, когда становится невозможным дать на него полный и достоверный ответ.
5.5. Доказать правильность выбранных коренных причин (каждая причина должна быть подтверждена реальными фактами; выбранные коренные причины должны объяснить все факты, связанные с зафиксированной проблемой).
Пример отчета о работе по поиску причин конкретного несоответствия приведен ниже.
6.ССЫЛКИ
СТП — «Корректирующие действия».
РИ — «Порядок работы с несоответствиями по методике 8d».
СТП — «Управление изменениями».
Ф — «Формуляр 8D».
Ф — «База данных прошлых проблем».