Инструкция «Управление документацией порядок разработки карт процессов предприятия и проведения анализа процессов»

1 Область применения

Данная инструкция описывает процедуру по разработке Карт процессов предприятия, а также проведения анализа процессов.

Требования инструкции распространяются на персонал, участвующий в разработке карт процессов, а также отвечающий за проведение анализа процессов.

При разработке учтены требования ГОСТ ISO 9001, ISO/T S 16949, ГОСТ РВ 0015-002, ОСТ 134-1028.

Инструкция разработана БУСК.

2 Нормативные ссылки

В настоящей инструкции использованы следующее руководящие и

нормативные документы:

  • ISO 9001 :2015 Системы Менеджмента качества. Требования.
  • ISO 9000:2015 Системы Менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  • ISO/TC 16949:2009 Системы Менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ISO 9001:2008 в автомобилестроении и организациях, поставляющих соответствующие запасные части;
  • ГОСТ РВ 0015-002-2012 Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования.
  • ОСТ 134-1028-2012 Ракетно — космическая техника. Требования к системам менеджмента качества предприятий, участвующих в создании, производстве и эксплуатации изделий.
  • СТО СМК Планирование качества
  • СТО СМК Руководство по качеству производства компонентов автомобильной промышленности
  • СТО СМК Руководство по качеству производства деталей, сборочных единиц продукции для ракетно-космической техники
  • CTO CMK Руководство по качеству производства продукции для авиационной техники
  • СТО СМК Управление рисками организации
  • Инструкция СМК Ответственность руководства. Анализ СМК со стороны руководства
  • СТП СМК Управление документацией и данными. Разработка стандартов организации

3 Определения

При разработке карт процессов используются следующие термины и определения:

  • Владелец процесса — лицо ответственное за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность процесса.
  • Руководитель процесса — лицо, ответственное за текущее планирование и ведение процесса с целью достижения запланированных результатов.
  • Входы процесса — материальные и информационные потоки , поступающие в процесс извне и подлежащие преобразованию.
  • Выходы процесса — результаты преобразования, добавляющие стоимость.
  • Инфраструктура — совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования предприятия.
  • Производственная среда — совокупность условий, в которых выполняется работа.
  • Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
  • Документ — информация и носитель на котором она содержится.
  • Документированная информация — информация, для которой требуется, чтобы она управлялась и поддерживалась в рабочем состоянии организацией, и носитель, на котором она содержится.
  • Спецификация — документ, устанавливающий требования.
  • Запись — документ, содержащий достигнутые результаты, или представляющий свидетельство выполненных задач.

4 Обозначения и сокращения

  • БУСК — бюро управления системой качества;
  • ГОСТ — государственный стандарт;
  • ПР — процесс;
  • СТП — стандарт предприятия;
  • СТО — стандарт организации
  • СМК — система менеджмента качества;

5 Требования к структуре и содержанию карт процессов

5.1 Карта должна содержать следующие разделы:

  • титульный лист;
  • спецификацию;
  • диаграмму;
  • блок-схему;
  • приложения;
  • подписи (на титульном листе);
  • лист регистрации изменений.

5.2. Требования к разделам.

5.2.1 Титульный лист выполняется по форме приложения А.

Структура названия Карты процесса составляется следующим образом:

Карта процесса СМК — групповой заголовок:

индекс ПР и порядковый номер согласно перечня процессов предприятия ( Руководства по качеству)

наименования процесса.

Пример: Карта процесса СМК

ПР № 1

МАРКЕТИНГ

Последующие листы Карты процесса выполняются по форме

5.2.2. Спецификация процесса выполняется по форме приложения Б и содержит следующие параметры процесса (основные характеристики процесса):

1 Название процесса — название процесса, на который, составлена данная спецификация.

2 Владелец процесса лицо, ответственное за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность процесса (должность).

3 Руководитель процесса лицо, ответственное за текущее планирование и ведение процесса с целью достижения запланированных результатов (должность).

4 Область применения — сфера деятельности, которую охватывает данный процесс. Например: все предприятие или наименование отдельных служб.

5 Поставщики процесса.

6. Участники процесса.

7. Потребители процесса наименования служб, подразделений.

8 Описание процесса — формулировка, раскрывающая сущность, основное ссдержание процесса.

9 Цели процесса — необходимый или желательный результат процесса (перечень)

10 Показатели — индикаторы — как будет измеряться достижение целей Процесса (перечень).

11 Анализ — ответственный за проведение анализа достижения показателей и функционирования процесса, периодичность анализа, отчетный документ по результатам анализа.

12 Персонал — указывают способность (квалификацию) участников процесса, при наличии указывают специфические требования.

13 Документация — обозначения документов, применяемых в ходе реализации процесса.

14 Методы — методы используемые при реализации процесса (например бальной оценки поставщиков, FMEA, статистические методы и т.п.)

15 Записи — документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности (перечень).

16 Ресурсы — материальные и нематериальные компоненты, используемые в рамках процесса для преобразования входящих элементов в выходящие (здесь можно указать важные специфические требования к окружающей среде).

17 Риски — дают ссылку на Реестр рисков процесса

5.2.3 Диаграмма процесса показывает связи с процессами Поставщиками входов и процессами — потребителями выходов.

5.2.5 Раздел «Приложения» содержит материал, дополняющий Карту процесса. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы на которые даны ссылки в Карте.

Обязательным приложением к Карте процесса является Таблица показателей по процессу, по форме Приложения В. В таблице указываются наименование показателей, единицы измерения, периодичность оценки, методики измерения. Количество граф в таблице может быть увеличено, при необходимости.

5.2.6. Раздел «Подписи» содержит подписи руководителя и владельца процесса. Согласующие подписи директора по качеству, поставщиков входных данных, потребителей выходных данных. Подписи ставят на титульном листе.

5.2.7. Внешнее взаимодействие процессов представлено на схеме взаимодействия (ландшафта) процессов СМК предприятия.

6 Проведение анализа процессов

6.1 В ходе реализации процессов руководители и владельцы проводят периодический анализ функционирования процессов.

Руководители (владельцы) процессов контролируют и измеряют свои процессы для сопоставления с политикой, целями, требованиями к продукции и принимают решения (действия) для дальнейшего улучшения функционирования процессов.

6.2 Целевые значения показателей процессов устанавливаются ежегодно руководителями и владельцами процессов, согласно СТО и на основании Приказа Генерального директора.

6.3 Анализ и оценка достижения целевых показателей процессов проводится ежемесячно руководителями и владельцами процессов, по результатам анализа составляются отчеты.

6.4 При недостижении целевых показателей руководитель процесса должен проводить анализ причин недостижения, по результатам анализа разрабатывать корректирующие действия и обеспечивать их выполнение.

Оценка результативности корректирующих действий проводится при анализе показателей последующего месяца.

6.5 Методики, используемые для анализа и оценки достижения показателей процесса, указываются в таблице показателей (Приложение В).

6.6 Отчеты, в виде сводной таблицы Excel‚ руководители процессов направляют в БУСК по электронной почте нe позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

6.7 БУСК размещает отчеты в сетевой папке предприятия и формирует сводную таблицу по недостигнутым показателям, с указанием причины недостижения.

Данные по недостигнутым показателям БУСК направляет директору по качеству для информирования руководства на заводском дне качества.

6.8 По итогам года руководители и владельцы проводят анализ деятельности процессов и предоставляют «Заключения» в БУСК для формирования отчета руководству.

7 Порядок согласования и введения в действие карт процессов

Порядок согласования и введения в действия Карт процессов аналогичен порядку согласования и введения в действие стандартов организации.